Всем ребятам школьного возраста

Не хочу учиться!

Памятка всем ребятам школьного возраста

Мама напоминает, что тебе еще нужно сделать домашнее на завтра. Ты отнекиваешься: еще весь вечер впереди. Ближе к ночи у тебя находится невероятное количество поводов для того, чтобы отложить это дело на утро… В результате к уроку ты, как всегда, не готов(а)…

Нет, ты в принципе не против учебы… Почему же ты все время ее избегаешь?

Проблема 1.

«Вы меня не заставите!»

Каждый вечер и каждые выходные перед тобой возникает нелегкий выбор: учиться или не учиться. То есть садиться за домашнее задание – или посмотреть телевизор, почитать журнал, позвонить кому-нибудь по телефону… Список бесконечен! У тебя столько дел! Тебе проще вымыть полы, вынести мусор, полить цветы, только бы не учить физику. А все потому, что ты подсознательно чувствуешь: учителя и родители ограничивают твою свободу, заставляют заниматься тем, что тебе не интересно – писать сочинения всякие, теорему Пифагора в очередной раз доказывать. А ведь ты уже взрослый(ая)! Конечно, было бы гораздо лучше, если бы тебя не принуждали учиться на «отлично». Как известно, чем больше мама с папой настаивают на хороших оценках, тем больше соблазн получить плохие и… доказать тем самым свою самостоятельность.

Решение: Я сам(а) за себя отвечаю. Но есть и другой способ продемонстрировать, что ты уже не ребенок. Если будешь хорошо успевать по всем предметам, родители сами прекратят тебе напоминать о твоих «обязанностях». Поставь себя на их место: все волнения вызваны неуверенностью в том, что ты способен(на) ответственно отнестись к урокам – и вообще к жизни. Они не ограничивают твою свободу, а просто следят за тем, чтобы у тебя все было хорошо.

Проблема 2.

«Мне сейчас не до уроков!»

Ну как можно сейчас думать о каком-нибудь гликолизе, гидролизе и прочих химических заморочках, когда у тебя своих переживаний хватает? Дима совсем не обращает внимания, хотя Артем прямо-таки липнет. А Маша вчера о чем-то секретничала с Катей… Неужели они сплетничали о тебе? Нет-нет, сейчас нужно отвлечься от мрачных раздумий! Сидеть дома наедине с тетрадками и учебниками ты пока не в состоянии. Тебе больше нравится общаться с подругами и друзьями, гулять, танцевать… А оставаться одному(ой) ты как будто боишься: в голову сразу начинают лезть всякие неприятные мысли.

Решение: Старайся управлять эмоциями. То, что сейчас кажется тебе концом света или безвыходной ситуацией, на самом деле может оказаться пустяком. Но пока ты только набираешься жизненного опыта и учишься отличать важные события от несущественных. Поэтому, возможно, уже завтра ты сам(а) поймешь, что огорчался(ась) по поводу сущей ерунды. Эмоции – наша неотъемлемая часть, и только от тебя зависит, сможешь ли ты договориться с ними. А когда ты научишься правильно распределять свои силы, у тебя найдется время и для географии, и для геометрии, и для бурных романов.

Проблема 3.

«Как вы меня оцениваете?»

Хорошо разбираться в чем-то – еще не значит получать одни пятерки. Увы, школьная система несовершенна: «5» или «3», поставленные в твой дневник, еще не доказывают, что ты хорошо или плохо учишься. Поэтому часто тройка вызывает такое разочарование, что прямо-таки пропадает желание учиться. Особенно, если ты уверен(а), что получила ее незаслуженно. А лучший друг или подружка «ничего не делали и получили 5!» Может быть, ты так волнуешься из-за оценок, потому что твои родители были в школе отличниками или твоя сестра готовится стать медалисткой? Что ж, тебя вполне можно понять: когда планка поставлена слишком высоко, это вызывает страх, а вовсе не желание прыгать и доказывать, что ты самый(ая) лучший(ая).

Решение: Оценки – не главное. Помни, что каждодневные оценки на уроках не предрешают твою жизнь. Не уделяй им слишком много внимания. Лучше постарайся сосредоточиться на качестве учебы. То есть воспитывай желание разбираться в материале, понимать его, запоминать, уметь применять на практике – все это оценок совсем не касается. Но вот увидишь: они как-то сами собой станут выше!

Развиваем внимательность и память!

Провести вечер за учебником – это еще не мировая катастрофа. Особенно если ты научишься лучше воспринимать материал. В этом тебе помогут наши советы:

  • Чтобы уверенно чувствовать себя на занятиях, смотри на учителя, а не на поле для крестиков-ноликов. Так ты быстрее поймешь, что же такое он так настойчиво тебе объясняет.

  • Когда готовишь уроки дома, чувствуй себя свободно. Делай сначала те предметы, которые ты любишь. А нелюбимые учи так, чтобы тебе было приятно. Например, если тебе нравится читать книжку, закинув ноги на стену, то почему бы и нет? Главное – занимайся в светлой и хорошо проветренной комнате.

  • Если ты стесняешься отвечать устно сообщение или доклад, отрепетируй дома. Почувствуй себя актером или актрисой, которые разбирают текст, вживаются в роль, пробуют изобразить своего героя. Когда ты прочувствуешь материал, страх сбежит к более неуверенным в себе ученикам.

Тренируй память, это просто незаменимая штука для хорошего ученика.

Удачной тебе учебы и хорошей успеваемости!

Составитель: Кузнецова С.Н. – библиотекарь абонемента ЦДБ
По материалам журнала «Здоровье школьника»

Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?