Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Бессменный капитан «кораблика совести»


12 апреля 1931 года в Харькове в семье Тита Михайловича Коржикова и его жены, Риты Львовны, родился сын, которого назвали Виталием – «жизненный», «полный жизни». Словно подтверждая значение своего имени, Виталий Коржиков любил жизнь и щедро делился с другими этой любовью.

Тит Михайлович, отец будущего писателя, был крупным государственным деятелем, сподвижником Щорса и Фрунзе. Он руководил строительством «Карболита» в Орехово-Зуево и знаменитой Магнитки.
Виталию запомнился один яркий эпизод из детства. Где-то в начале 30-х годов, зимой он вместе с мамой ехал к отцу на «стройку века» — в Магнитогорск. «Ночью я выскользнул из купе и пошёл по своим мужским делам. Вернулся — смотрю: вместо матери какая-то усатая морда. Ну, я заорал, сверху спрыгнул человек в галифе и шерстяных носках: «Чего орёшь?» Взял со столика апельсин, сунул мне в руку, потом отвёл к моей матери в купе… Когда мы приехали на Магнитку, было ветрено, холодно. На перроне нас встречал отец, подхватил меня на руки. Подошёл тот военный, к которому я попал в купе, поздоровался с отцом и взял меня на руки. Увидел, что я без рукавиц, достал из заднего кармана свои и дал мне. Только потом я узнал, что это был Гайдар, который приезжал на Магнитострой».

Тит Михайлович работал и в Кремле, в свободное время общался с литераторами: Дмитрием Фурмановым, Аркадием Гайдаром, Демьяном Бедным. Коржиков-старший сочинял стихи и пьесы, одна из которых в 1918 году была поставлена на сцене. Супруга, Рита Львовна, работала скульптором в мастерской Веры Мухиной и принимала участие в создании монумента «Рабочий и колхозница». Но ни талант, ни выдающиеся организаторские способности не спасли родителей от неумолимого катка репрессий.

Из-за критики методов коллективизации 17 февраля 1937 года Тита Михайловича взяли под стражу и в мае этого же года расстреляли. Риту Львовну арестовали прямо на азовском пляже, не дав даже собрать вещи, и отправили в «собачьем ящике» (под днищем железнодорожного вагона) в Москву, а затем на 8 лет упрятали в ГУЛАГ. 6-летнего Виталика приютили родственники с маминой стороны, жившие в Мелитополе. На всю жизнь писатель сохранил благодарность семье, ставшей для него родной.

Чернушка, глечик, лук, селёдка –
Меня выхаживала тётка.
Меня причёсывала, мыла,
В простынку кутала, кормила.
Бывало, сядет, «точит лясы»:
– Ты, милый мой, моя сберкасса.
Пою, кормлю, хоть нынче круто –
Когда-нибудь отдашь кому-то…
Вот, скажешь, от Елизаветы…
Дались мне тёткины заветы!

Виталий хорошо запомнил начало Великой Отечественной войны: бомбежки, отступающие войска, холод теплушки, в которой его вместе с родственниками везли в эвакуацию. В вагон, где они ехали, попала бомба. 10-летнего Виталия вынес на себе двоюродный брат, который позже погиб в бою. Помороженного и побитого мальчика доставили в Алма-Ату. В госпитале Коржиков и написал одно из первых своих стихотворений, которое отправил дяде, Павлу Анисимовичу, на фронт. И звучали в землянке поэтические строчки, вдохновлявшие солдат. «Если наши дети так верят в победу, то мы доставим ребятам эту радость. Утром идём в бой», – написал дядя в ответном письме.

После войны Виталий с теткой вернулся в Мелитополь, где окончил школу. Еще будучи учеником, он публиковал свои стихотворения в местной газете, но юноша грезил столицей. Начинающий поэт мечтал поступить на факультет журналистики в Московский государственный институт, однако не смог этого сделать из-за клейма «сын врага народа». Год Виталий проучился в Мелитопольском педагогическом институте. «Но Москва манила меня, и в 1950 году я перевёлся в МГПИ».

В это же время в Московском государственном педагогическом институте учились студенты, ставшие известными писателями и поэтами (Юрий Коваль, Марк Харитонов), бардами (Юрий Визбор, Юлий Ким). Коржиков, по словам однокурсников, был первым профессиональным поэтом среди своего потока. Его стихи печатались не только в институтской многотиражке «Ленинец», но и в солидных журналах и газетах.

Окончив институт, в 1953 году Виталий по распределению уехал на Сахалин. Год Коржиков работал учителем в средней школе в городе Горнозаводске. В 1954 году он вернулся в Москву, где трудился школьным комсомольским организатором, затем устроился литературным консультантом в журнал «Юность». В то время отделом поэзии заведовал Николай Старшинов, дружбу с которым Коржиков сохранил на долгие годы.

В 1956 году Виталий вместе с женой Тамарой и сыном Андреем переехал во Владивосток. Коржиков не только преподавал в школе, но и сотрудничал с местными газетами «Тихоокеанский моряк» и «Тихоокеанский комсомолец». В 1957 году Виталий выпустил первый сборник стихов – «Крылья», адресованный взрослым читателям. А уже через год вышла в свет поэтическая книга для детей – «Морской конек», получившая одобрение Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

В 1958 году Виталия Титовича приняли в Союз писателей СССР и он, наконец, стал моряком. О море Коржиков мечтал с детства. В седьмом классе он даже хотел убежать в Ялту в мореходку, лишь болезнь горячо любимой тети помешала планам отважного паренька.

Школа, в которой работал писатель, стояла над заливом. Бывало, он вместе с учениками часто смотрел в окно на море, где суда, набирая ход, уходили в дальнее плавание. «И я решил к исходу дня, переступив порог: всё, ставлю точку, из меня не вышел педагог!» – написал Виталий и отправился в пароходство проситься на корабль заграничного флота. Но статус «сына врага народа» помешал и здесь. Виталий Титович не отчаялся и устроился грузчиком и матросом второго класса на судно «Игарка», отправлявшееся к полярным островам. «Много увидел я там интересного: весёлого, трагического. И спасали друг друга, из-подо льда вытаскивали, и на необитаемом острове трое суток сидели во время шторма… Мне Арктика столько дала друзей! Тогда и начали появляться первые рассказы».

Арктические впечатления стали основой для дебютной повести «Первое плавание», изданной в 1961 году. Море, единожды войдя в сердце, не отпускало, и Виталий Коржиков в качестве корреспондента газеты «Красное Знамя» и матроса вновь отправился в путешествие, теперь уже на Кубу. Результатом плавания стали многочисленные очерки и эссе, опубликованные в различных изданиях. На Острове свободы писатель встретился с руководителем страны – Фиделем Кастро, взял у него интервью и автограф.

Несколько лет Коржиков совмещал литературное творчество со службой на торговых кораблях Дальневосточного флота. Отважный мореплаватель и талантливый литератор совершил два кругосветных путешествия, а в Австралию и Новую Зеландию так и не попал. Наконец Коржикову посчастливилось: когда он плыл в Японию, на судно пришла радиограмма из пароходства, что есть подходящий рейс в Новую Зеландию. Виталию нужно было в порту пересесть на судно «Тикси». Но болезнь младшего сына нарушила планы, он не мог бросить близких ради мечты и отправился к семье. А через некоторое время стало известно, что судно «Тикси» затонуло, никто из экипажа не спасся. «Счастье, что я случайно уцелел. Но всю жизнь меня потом будет преследовать мысль: а Володи нет. И Вани нет. И Доры нет... Счастье — величина, существующая во времени. Сегодня счастье, а завтра оно несчастьем оборачивается. И сколько вокруг человеческих несчастий! Можно ли быть полностью счастливым, зная это? И если ты вырастишь в себе душу, способную жить любовью к другим людям, то, когда придёт счастье, ты поймёшь это без всяких определений. Для меня счастье — знать, что ты приносишь радость своим близким...»

Виталий Титович дарил радость не только своим родным, он бескорыстно помогал незнакомым людям, даже с риском для жизни. Однажды, возвращаясь после встречи с читателями, он увидел, как толпа избивает парня. Бросился на помощь – стали бить и его. Повезло, что рядом проходили добровольные помощники милиции, которые помогли писателю.

И вдруг в последней тишине,
Как вспышка жаркого ответа,
Метнулась девушка ко мне –
За всех, из пламени и света!
Чуть оперившийся птенец,
Но наш, но пестован коммуной!
За ней ещё один юнец,
А там ещё какой-то юный!
Пошли, как будто на свинец,
Ни тел, ни глаз, ни душ не пряча,
Ведь мы же люди наконец!
Ведь не должно же быть иначе!
И падал, падал, падал снег
Ложился снег, достойный века.
Светлел. И был ХХ век.
И ЗАЩИЩАЛИ ЧЕЛОВЕКА.

Другой раз Коржиков пострадал, заслоняя незнакомую бабушку с мальчиками от металлического троса. Писателю перебило обе руки и ключицу. Даже закованный в гипс, Виталий не унывал, а обдумывал сюжет новой книги, так и появился на свет отважный юный матрос Алеша Солнышкин.
Приключенческая повесть родилась из весёлых полуреальных-полуфантастических морских историй, которые писатель рассказывал двум своим сыновьям. Первую книгу, увидевшую свет в 1965 году, «Весёлое мореплавание Солнышкина», сначала печатать не хотели из-за намеков на не советское поведение капитана и команды. Было опубликовано только несколько отрывков из книги, которые читатели приняли с восторгом. Чудесная полубыль-полусказка о приключениях юного матроса Алеши Солнышкина за годы выросла в серию книг: «Весёлое мореплавание Солнышкина», «Солнышкин плывёт в Антарктиду», «Ледовые приключения Плавали-Знаем», «Там, далеко, под динозавром», «Солнышкин, его друзья и девочка в тельняшке».

В 1966 году Коржиков с семьей переехал в Москву. В столице писатель сотрудничал с ведущими периодическими изданиями для детей, публикуя стихи, рассказы и очерки. Он был заведующим отделом в «Пионерской правде», членом редколлегии журнала «Мурзилка». Коржиков не мог долго сидеть на одном месте, ведь в мире столько неизведанного, о чем нужно обязательно поведать юным читателям.
Виталий Титович побывал в Монголии – об этой поездке он рассказал в книге «Коготь динозавра», посетил американский Диснейленд и правдиво, с симпатией поведал читателям об Америке в повести «Волны словно кенгуру». Коржиков встречался со стаей обезьян в Индии и ловил кальмаров и акул у берегов Бангкока. Он любил жизнь и людей, но не выдуманных, а настоящих, которых встречал на своем пути.

Герои его книг – это дети разных национальностей. Коржиков считал, что все мальчики и девочки, не зависимо от цвета кожи, разреза глаз, похожи друг на друга: озорные, веселые, бескорыстные. И мальчишка из рассказа «Один длинный, два коротких», и неунывающий Алеша Солнышкин готовы рисковать своей жизнью ради других. Они смелые и честные – настоящие герои на все времена, поэтому-то произведения Коржикова не стареют.

«Детям надо рассказывать очень интересное и светлое, — говорил Виталий Титович. — Чтобы они от жизни взяли светлое, а уж грязь им потом лопатами придётся разгребать. Надо воспитывать их так, чтобы был стержень. Детский писатель, по моему убеждению, должен быть, прежде всего, хорошим человеком, имеющим добрые задачи». Таким был и сам Коржиков.

Виталия Титовича не стало 26 января 2007 года, но «кораблик совести» отважного поэта и талантливого мореплавателя продолжает плавание и учит маленьких читателей дружбе, преданности и верности.

В начале давнего пути,
В начале повести
Ты подхватил меня: «Лети!» —
Кораблик совести!
Ты подхватил. А век дрожал,
А век неиствовал.
Но ты на совесть курс держал,
Своё насвистывал.

12 апреля 2024
Гусли - самогуды
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?